ЭПИГОНСТВО


ЭПИГОНСТВО

ЭПИГО́НСТВО (от греч. epígonoi — эпигоны, букв. — родившиеся после), в художественной литературе (и искусстве) нетворческое следование традиционным образцам: какому-либо литературному направлению, жанру, стилю, индивидуальной манере; Э. влечет за собой утрату их былой содержательности, опустошение формы, автоматизацию приемов. Понятие «Э.» уясняется литературным сознанием лишь на определенном этапе — в ходе утверждения эстетики романтизма, когда освящается требование личной творческой оригинальности. Однако сами явления упрощения, вульгаризации, выхолащивания художественных канонов, стилей и форм наблюдаются в самые разные периоды мирового литературно-художественного процесса. Источник Э. — угасание и распад тех или иных идейно-культурных и художественных концепций, которые перестают быть импульсом к творчеству и становятся объектом чисто формального и бездумного воспроизведения. В литературных ситуациях нового и новейшего времени это нередко определяется посторонними творчеству мотивами (подчас связанными с феноменом нарастающего «омассовления» искусства): безотчетное или сознательное стремление угодить литературной моде, подделаться под господствующий вкус. Таковы, например, романы М. В. Авдеева «Тамарин» и «Подводный камень», представляющие собой эпигонское подражание «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова и романам И. С. Тургенева.

Залог оригинального творчества, дающего всякий раз новое, непредсказуемое единство содержания и формы, — движущаяся мысль, пережитая и прочувствованная творцом. В эпигонском же произведении, построенном на искусственном и статичном сочленении готового, господствует механическая «случайность», что ведет к использованию повествовательных и стилистических шаблонов, к установке на внешние, технические эффекты. Другими словами, Э. представляется прежде всего «рабской» приверженностью установившимся (и успевшим стать шаблонными) правилам и нормам. Но эпигоном нередко оказывается и присяжный нарушитель «правил» — литературный «авангардист», который предпринимает кричаще небывалый монтаж идейных и стилистических клише ради ошеломляющего воздействия на литературные вкусы современников. С этой точки зрения поучительна история «величия и падения» В. Г. Бенедиктова. Необычность поэтики, построенной на рискованном сочетании «одичавших штампов» (Л. Я. Гинзбург) и внешне противостоящей эпигонской гладкости, подняла его на вершину литературной моды; но после статей В. Г. Белинского современники сумели разглядеть в нем литератора, «омещанившего» идейные мотивы романтизма, т. е. фактически эпигона романтического движения 20-х гг.

Литературная критика XIX в. обыкновенно противопоставляла Э. новаторству в качестве подражательности, поощряемой литературными консерваторами; однако соотносительность подражания и Э. требует конкретно-исторического осмысления.

В определенные литературные эпохи Э. может выдвинуться вперед и даже занять господствующее положение: по мнению Ю. Н. Тынянова, 20-е гг. XIX в. были в поэзии годами «мастеров», когда «даже второстепенные» поэты носили «окраску мастеров первостепенных», тогда как 30-е гг. — это «…годы автоматизации предшествующих традиций, годы работы над слежалым литературным материалом…» (Тынянов Ю. Н., О литературной эволюции, в кн.: Поэтика. История литературы. Кино, 1977, с. 271, прим.).

Конкретный подход к историко-литературным фактам позволяет различать Э. как следствие внешнего подражания «общему стилю» или жанровым формам с характерными для них композиционными и стилистическими приемами; Э. как подражание индивидуальной манере крупных художников и, наконец, «автоэпигонство». Наиболее распространено Э. «общего стиля»: Э. последователей сентиментализма в нач. XIX в. (например, П. И. Шаликов); эпигоны русского романтизма в 30-х гг. (драмы Н. В. Кукольника); эпигонские романы в духе «неистового романтизма» во Франции эпохи Империи, высмеянные О. Бальзаком в пародии «Олимпия, или Римская месть», включенной в роман «Провинциальная муза»; эпигоны русского символизма.

Жертвами эпигонского подражания становятся едва ли не все сколько-нибудь оригинальные поэты и прозаики. Э. обычно захватывает отдельные черты выработанной ими литературной формы или отдельные идейно-художественные мотивы (например, ослабленное повторение гражданских мотивов лирики Н. А. Некрасова и использование некрасовской интонационной системы в 70—80-х гг.). «Это вообще участь всех сильных и энергических талантов — вести за собой длинный ряд подражателей и последователей…» [Щедриин Н. (М. Е. Салтыков), О литературе, 1952, с. 189]. В качестве примера автоэпигонства можно привести романы М. Н. Загоскина 30—40-х гг.

А. А. Фет считал автоэпигонство опаснейшим видом Э.: «Поэзия непременно требует новизны, и ничего для нее нет убийственнее повторения, а тем более самого себя» (Письмо к К. Р. от 27 дек. 1886 — сборник Русские писатели о литературе, т. 1, Л., 1939).

Литература:
Григорьев Ап., Литературная критика, М., 1967;
Тынянов Ю. Н., Архаисты и новаторы, Л., 1929;
Гинзбург Л. Я., [Вступит. ст.], в кн.: Бенедиктов В., Стихотворения, Л., 1939;
ее же, О лирике, 2 изд., Л., 1974;
Морозов А. А., [Вступит, ст.], в кн.: Русская стихотворная пародия, Л., 1960;
Лихачев Д. С., Нестилизационные подражания, в его кн.: Поэтика древнерусской литературы, 3 изд., М., 1979.

И. Р.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЭПИГОНСТВО" в других словарях:

  • ЭПИГОНСТВО — (от греческого epigonos рожденный после), в искусстве нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам какого либо направления или стиля; его ходовые образы, мотивы, стилистические обороты используются как носители якобы… …   Современная энциклопедия

  • ЭПИГОНСТВО — ЭПИГОНСТВО, эпигонства, мн. нет, ср. (книжн.). Деятельность, работа эпигона. Жалкое эпигонство. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • эпигонство — подражательность, подражательство, приверженность, следование, подражание Словарь русских синонимов. эпигонство сущ., кол во синонимов: 6 • автоэпигонство (1) • …   Словарь синонимов

  • эпигонство — а, ср. épigone m. Деятельность последователей какого л. художественного, литературного или иного направления, лишенная творческой оригинальности. БАС 1. Жалкое эпигонство. Уш. 1940. Лекс. СИС 1937: эпиго/нство …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭПИГОНСТВО — в искусстве нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам какого либо направления или стиля: его ходовые образы, мотивы, стилистические обороты используются как носители якобы уже готовой поэтичности …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭПИГОНСТВО — ЭПИГОНСТВО, а, ср. (книжн.). Подражательная, лишённая творческой оригинальности деятельность в какой н. интеллектуальной сфере. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЭПИГОНСТВО — (от греч. epigonoi родившиеся после) англ. epigonis те/feeble imitation; нем. Epigonentum. Нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам к. л. направления или стиля. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • эпигонство — нетворческое следование литературным образцам, упрощение, вульгаризация, выхолащивание художественных стилей и индивидуальных манер, механическое заимствование утративших былую оригинальность и содержательность приёмов. Как негативное понятие… …   Литературная энциклопедия

  • Эпигонство — (гр. – родившийся после) – отрицательное духовно нравственное качество личности, состоящее в запоздалой реакции на какие либо события, в развитии тех идей, условия для которых уже изменились. Слово «эпигоны» по гречески обозначало «потомки».… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • эпигонство — а; ср. Книжн. Следование какому л. деятелю или направлению в искусстве, науке, литературе и т.п., лишённое творческой оригинальности. * * * эпигонство в искусстве нетворческое, механическое следование традиционным художественным приёмам какого… …   Энциклопедический словарь

  • эпигонство — деятельность эпигона, нетворческое следование какому л. деятелю, направлению. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. эпигонство [ …   Словарь иностранных слов русского языка

Книги

  • Избранное, Козьма Прутков. Козьма Петрович Прутков – литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50—60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном… Подробнее  Купить за 200 руб электронная книга
  • Избранное, Козьма Прутков. Козьма Петрович Прутков – литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50—60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном… Подробнее  Купить за 149 руб аудиокнига
  • Сочинения Козьмы Пруткова, Козьма Прутков. Козьма Прутков - коллективный псевдоним русских писателей середины XIX века А. К. Толстого и трех братьев Жемчужиниковых, создавших вымышленный сатирический образ самодовольного… Подробнее  Купить за 40 руб


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.